Ринит

Ринит – это воспаление слизистой оболочки полости носа, характерными симптомами которого являются затруднение носового дыхания (различной степени выраженности), выделения из носа, чихание и слезотечение.

Наиболее часто ринит является первым симптомом острых респираторных заболеваний (ОРЗ), на долю которых приходится свыше 70% всех заболеваний дыхательных путей у детей. Частота заболеваемости ОРЗ в первые два года жизни достигает в среднем 4–9 эпизодов в год и считается максимальной в дошкольные годы.

• Респираторные вирусы: адено–, рино–, реовирусы, парагриппа, гриппа сезонного и пандемического и др.
  • Бактерии (условно–патогенные и явные патогены).
  • Вирусно–бактериальные ассоциации.
  • Детские инфекционные заболевания: корь, краснуха, дифтерия и др.
  • Рота– или энтеровирусы:туберкулез, склерома, в том числе полученные от матери во время прохождения по родовым путям (гонорея, сифилис).
  • Раздражающие факторы механического (например, инородное тело или травма слизистой носовой полости) или химического происхождения (дым, гарь, вещества с едким запахом).

У детей раннего возраста, особенно у грудничков, изолированного ринита не наблюдается.

Неспособность младенца самостоятельно очистить полость носа от секрета приводит к тому, что патологическое отделяемое стекает по задней стенке глотки, вызывая ее раздражение и воспаление. То есть отличительной особенностью ринита у детей грудного и раннего возраста является то, что он протекает в виде ринофарингита.

• Внезапное начало и двустороннее проявление симптомов.
  • Нарушение носового дыхания и выделения из носа (ринорея).
  • Может сопровождаться лихорадочной реакцией.

Для проведения дифференциального диагноза могут дополнительно понадобиться результаты клинического анализа крови, цитоморфологии носового секрета, результаты микробиологического/микологического анализа отделяемого из носа. Как правило, подобное дополнительное обследование проводится при затяжном течении, когда нельзя исключить неинфекционную природу – аллергический или вазомоторный ринит. Также проводят дифференциальный диагноз с риносинуситами (инфекционными или аллергическими), аденоидитом, а при односторонней локализации процесса – с инородным телом в полости носа или травматическим ринитом.

Профилактика острого ринита заключается в закаливании, занятиях физкультурой и спортом, организации рационального питания, то есть в мероприятиях по повышению неспецифической устойчивости организма.

Подробнее о детской оториноларингологии в клинике «ЮгМед»